Церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость" (1814 г.)
На окраине села Николо-Погост, в самом центре кладбища, стоит храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". 
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост.
Строительство храма было начато в начале Отечественной войны 1812 года и закончилось в 1814 году.  Левый придел был освящен в честь Священномученика Власия.Власий считается покровителем семьи и скота, поэтому в былые времена его почитали особо. В округе было 60 поселений, и в каждом подворье – не менее десятка голов скота.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Ворота.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Ворота.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид на колокольню.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид на колокольню.
Как и многие храмы, кладбищенский выполнял функцию не только духовного очага, но и оборонную. По преданию, в Скорбященской церкви есть подземный ход, ранее связывавший её с близлежащими соборами.В советское время, когда церковь закрыли, все ходы замуровали, чтобы избежать массового травматизма. Тем более что шальные головы находились.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Алтарь.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Алтарь.
Поскольку Николо-Погост слыл богатым селом, и его жители не бедствовали, храмы в округе стали объектом интереса кладоискателей. В 70-е годы, гласит молва, в Скорбященской церкви неизвестные нашли тайник, где были спрятаны золото и драгоценные камни. Подкопы совершали и под колокольню в Николо-Погосте. Однако там ничего ценного злоумышленники не обнаружили, а вот Господь их наказал: вскоре у незадачливых воров развилась серьёзная болезнь рук.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид изнутри.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид изнутри.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид изнутри - иконостас.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Вид изнутри - иконостас.
Согласно другой легенде, в Николо-Погосте якобы брали первые уроки иконописи Феофан Грек и Андрей Рублёв. И хотя документальных подтверждений этому не найдено, один из местных прихожан утверждает, что в те же 70-е годы видел, как образы, принадлежащие их кисти, вынесли из Скорбященской церкви и погрузили в телегу участники научной экспедиции, чтобы увезти в Ленинград. Мол, в музее шедевры будут в большей сохранности, нежели в нижегородской глубинке. Возможно, некоторые из них мы видим в Эрмитаже.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Св. Николай Чудотворец - роспись.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Св. Николай Чудотворец - роспись.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Роспись по стенам.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Роспись по стенам.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Древний крест на могиле.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. Древний крест на могиле.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. "Часовенка" на могиле.
Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с Николо-Погост. "Часовенка" на могиле.
В настоящее время (2012 год) церковь сильно разрушена. Сейчас вместо грязи и мусора внутри храма хранится лес, заготовленный для дальнейших строительных работ. Деньги на богоугодное дело выделяют частные инвесторы. И хотя во времена кризиса меценатов стало меньше, люди, у которых открыты духовные очи, продолжают помогать, кто сколько может.
Общие сведения об объекте культурного наследия 
Общие сведения об объекте культурного наследия и проведенных комплексных научных исследованиях:
Расположен храм в центре кладбища, которое находится к северу от ансамбля церквей села Николо-Погост. Кладбище обнесено кирпичной оградой с западными трехчастными, северными и южными воротами. В северо-западном углу ограды сохранился фрагмент основания круглой башни. В западной стене ограды справа и слева от трёхчастных ворот расположены арочные проемы. Кладбищенская церковь, ограда с воротами образуют единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма.
К большому сожалению, историко - архивные сведения по Кладбищенской церкви очень скудны. Согласно архивной справки, выданной Центральным архивом Нижегородской области (ГКУ НАНО) от 21.06.2012 г.№ 1162/08-06:
- «В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в ведомости церквей села Погост (Николо-Погост) Балахнинского уезда за 1919 год значится: кладбищенская церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» построена в 1809 году.
Здание каменное с каменной в одной связи колокольней. Престолов в ней два – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в честь Священномученика Власия»;
Там же в клировой ведомости церквей села церквей села Погост за 1815 год значится: церковь построена в 1814 году на средства прихожан.
.. В документах архивного фонда Горьковского крайисполкома, Горьковского облисполкома за 1929-1991 г.г. сведений о закрытии кладбищенской церкви в с. Николо-Погост не обнаружено».
- Имеются схематические обмерные чертежи 1925 года - ГАНО, ф.1679. оп.2, д.№62 (листы 1,2,3), на которых показаны планы, фасады и разрезы всех памятников архитектуры села Николо-Погост, включая и Кладбищенскую церковь.
Несмотря на то, что сведений о закрытии храма за период 1929-1991г.г. не обнаружены, Кладбищенская церковь была заброшена в советский период и постепенно разрушалась. Ранее комплексных научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ на этом памятнике не проводилось, что повлекло за собой значительные утраты как внешнего облика, так и интерьеров храма. Лишь в 1984 году была проведена паспортизация объекта.
В августе-октябре 2015 года сотрудниками ООО «Проектреставрация» на основании договора № 09-НПР-2015 от 21.07.15г., заключенного с религиозной организацией «Городецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» были проведены полевые обмерные работы в целях архитектурно-археологической фиксации памятника, инженерные исследования,фотофиксация.
В целях обоснования принятых проектных решений перед разработкой эскизного проекта и приспособления были проведены научные исследования архивных фотографий объекта культурного наследия.
Все проведенные работыбыли зафиксированы в следующих разделах документации:
Том I. Кн.I. Ч.1. - Предварительные работы;
Том II - Комплексные научные исследования:
Кн.I. Ч.1 – Архитектурно-археологические обмеры;
Кн.2. Ч.1 – Шурфы. Инженерные исследования.
Том III- Эскизный проект реставрации и приспособления.
Кн.I. Ч.1- Архитектурные решения проекта реставрации;
Кн.2. Ч.1- Конструктивные и объемно-планировочные решения.
Том IV. Кн.I. Ч.1 –Рабочая проектно-сметная документация.
Архитектурно-строительные рабочие чертежи.
По результатам натурных исследований подтверждается одновременное строительство церкви и придела Власия, более поздняя закладка проемов в колокольне, и возведение пристроя с южного фасада колокольни. Утрачены завершения храма, колокольни (главы с крестами), конструкции ярусов колокольни с лестницей. В трапезной и пристрое заменена кровля. Интерьер в большей части утрачен.
В обмерных чертежах разработчиками было зафиксировано современное состояние памятника (планы, фасады, разрезы, детали).
Инженерные исследования включали в себя выявление и фиксацию видимых дефектов и поврежденийс выполнением шурфов и дефектовок планов и фасадов. Выполнена фотофиксация характерных конструкций. Совокупность проведенных работ показало состояние конструкций памятника в настоящее время, которые нашли отражение в отчете с общими выводами и рекомендациями.

Описание существующего облика, техническое состояние объекта и его использование.
Небольшой объем Кладбищенской церкви состоит из последовательно примыкающих объемов колокольни, трапезной и церкви. Квадратная в плане колокольня примыкает к широкой стороне трапезной, пространство которой было при строительстве увеличено приделом с полукруглой апсидой. Трапезная перекрыта коробовым сводом и соединена арочным проемом с главным молельным залом храма.
Основной объем храма представляет собой четверик, над которым возвышается круглая в плане ротонда с арочными оконными проемами и куполом, венчаемая световым барабаном с главой и крестом.
Первоначальные завершения церкви – главы с крестами колокольни, основного объема и алтарной части были утрачены.
Наружное убранство храма решено в строгом лаконичном виде, характерном для стиля классицизма. Поверхности стен расчленены по вертикали плоскими лопатками, по горизонтали – легкими поясками и карнизами.
Особый интерес представляет высокое подкупольное пространство главного молельного зала, освещенное окнами второго света. На стенах сохранились фрагменты живописи, которую еще предстоит исследовать специалистам.
Объект культурного наследия регионального значения – «Кладбищенская церковь» в настоящее время имеет в целом неудовлетворительное состояние.
Инженерное исследование конструкций здания показало, что техническое состояние фундаментов основного здания –работоспособное. А фундаменты позднего пристроя с южной стороны признаны недопустимыми.
Стены церкви выполнены из кирпича 240-250х110-120х70 мм на известковом растворе. Внутренняя отделка стен - известковая штукатурка с последующей окраской и росписью, Отделка фасадов была выполнена известковой обмазкой. В настоящее время в стенах до уровня окон 1-го яруса наблюдается деструкция кирпичной кладки, биопоражения в виде грибка и мха. Происходит разрушения кирпичной кладки с выпадением кирпичей в подоконниках и карнизах, отслоения кирпичной кладки и пр. Карнизы покрыты растительностью. Имеются следы протечек кровли и замачивания стен по фасадам и интерьерам. Зафиксированы вертикальные и наклонные трещины по южной стене трапезной, молельного зала, по алтарю и приделу.
Перекрытия выполнены в виде кирпичных сводов с металлическими затяжками в уровне пяты. Зафиксировано хаотичное выпадение отдельных кирпичей свода. Наблюдается разрушение штукатурного и окрасочного слоев по сводам, биопоражение сводов грибком и мхом. В алтаре происходит шелушение окрасочного слоя росписи. В трапезной и молельном зале наблюдаются трещины. Деревянные перекрытия колокольни разрушены.
Дефекты кирпичных стен и сводов связаны с естественным износом материалов, отсутствием надлежащего ухода за зданием втечение длительного периода времени.
Первоначальные конструкции крыши купола ротонды, алтаря обветшали и разрушены. Завершения колокольни и церкви утрачены. Крыша над трапезной и приделом Власия выполнена несколько лет назад силами прихода в виде временных, консервационных, противоаварийных работ.
Лестница, ведущая в чердачное пространство над трапезной, расположена в кирпичной северной стене колокольни. Окрытие ступеней отсутствует, имеются сколы и разрушения ступеней. Лестница в ярусы звона разрушена.
Деревянные двери и рамы окон в храме обветшали, рассохлись, подвержены деформациям, от некоторых остались лишь фрагменты дверных коробок и части переплетов.
Кованые решетки расположены между рамами и сохранились.
Полы в церкви были из различных материалов - чугунные плиты (3-х видов), керамическая плитка (в виде изразцов желтого цвета с зеленым обрамлением в трапезной и приделе Власия, кирпичное покрытие в «елку». Полы в большей части утрачены, остались лишь фрагменты.
Конструкции иконостасов в главном молельном зале и приделе Власия деформированы и частично утрачены.
Благоустройство территории отсутствует. Отмостки вокруг церкви нет. Система организованного водоотвода отсутствует. Вокруг стен ограды заросли кустарников и деревьев.
К настоящему времени храм нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работах.
Кладбищенскую церковь предполагается в дальнейшем использовать как действующий храм.

Описание предполагаемого архитектурного облика объекта после его реставрации.
Основной задачей данного проекта является воссоздание внешнего облика Кладбищенской церкви на период конца XIX-нач.XXв.в. которое было выполнено на основании результатов натурного исследования и построения утраченных завершений, глав с крестами по архивным фотографиям.
Проектом предлагается выполнить следующие ремонтно-реставрационные работы:
По внешним архитектурно- конструктивным элементам:
- фундаменты, цоколь:Усиление фундаментов основного здания не требуется, необходимо провести усиление фундаментов под пристроем к колокольне с южной стороны.Для защиты от капиллярного подсоса через подошву фундамента провести устройство горизонтальной отсечной гидроизоляции и дальнейшей биоцидной обработкой стен в уровне цоколя.
- отмостка:Для защиты подземной части конструкций необходимо выполнить отмостку.
- стены:Необходимо выполнить вычинку кирпичной кладки, обработку от бионаслоений и обмазку известковым раствором. Проектом предусмотрены мероприятия по усилению стен и сводов в местах дефектов и для предотвращения дальнейшего развития трещин.
- Главывоссоздание глав и завершений над колокольней, центральной частью храма и над алтарной частью храма. Кресты и конструкции глав деревянные с покрытием из нитрида титана.
-Крыша (стропила, обрешетка, кровля,)-Стропила, обрешетка выполняется по проекту. Покрытие кровли колокольни, трапезной, основного объема, алтарной части, придела Власия – металл с полимерным покрытием (цвет –согласно цветового решения).
По внутренним архитектурно-конструктивным и декоративных элементам:
Перекрытия – воссоздаем деревянные перекрытия колокольни. Перекрытие над 1- ярусом колокольни железобетонное утепленное.
В пристрое–совмещенная кровля по деревянным стропилам.
В трапезной выполняются работы по защите от бионаслоений сводчатых перекрытий, вычинка кирпичной кладки, укрепление и усиления сводов, с последующим оштукатуриванием и росписью.
В основном объеме проводятся работы по оштукатуриванию стен и купола ротонды с последующей росписью.
Полы – Монолитная плита западного и северного входов изготавливаются из гранита.
В пристрое полы из керамической плитки.
Изнутри храма проводятся работы по гидроизоляции и утеплению пола. Уровень пола в основном объеме храма понижаем до уровня пола в трапезной.
Полы в 1-ярусе колокольни из чугунных плит 72х72см с геометрическим орнаментом (см. ОЧ-17). В трапезной и приделе вмч. Власия полы выкладываются из керамической плитки, аналогично существующей, место под престол в приделе вмч. Власия выкладывается кирпичом «в елку».
В основном объеме храма, на солее и в алтаре – чугунные плиты (см. ОЧ-16).
В алтарной части – керамическая плитка.
Полы предполагаются теплые.
Стены– защита от бионаслоений, вычинка и зачеканка трещин, частичная обмазка известковым раствором (пристрой, стена за иконостасом, ярусы звона колокольни), оштукатуривание стен под дальнейшую роспись в трапезной, основном объеме храма в алтаре.
Двери входная дверь западного фасада распашная, деревянная, утепленная.
Деревянная дверь пристроя и дверь на колокольню реставрируются.
Дверь выхода на чердак выполняется аналогично глухой двери на колокольню.
Дверной блок из 1-го яруса колокольни в трапезную – металлическая дверь реставрируется, деревянная дверь выполняется распашной, филенчатой глухой (открывание наружу).
Дверной блок из трапезной в основной объем храма – четырехчастная дверь с фрамугой с открывающимися двумя центральными створками, филенчатая с частичным остеклением.
Двери северного фасада – наружная металлическая дверь и деревянная глухая внутренняя дверь реставрируются.

Окна деревянные рамы ротонды и завершений над ротондой должны быть уточтены перед заказом.
Оконные заполнения храма–деревянные рамы с двойным стеклопакетом устанавливаются снаружи, кованые решетки реставрируются. Растекловка рам историческая.
Металлические ставни проектом не предусмотрены, но по желанию Заказчика могут быть выполнены позже по аналогам и установлены на существующие подставы.
Лестницы кирпичная лестница в стене на колокольню реставрируется, производится вычинка кирпичной кладки. Конструкции лестницы на первый ярус звона выполняются деревянными с калиткой и перилами ограждения на уровне звона.
Необходимо продолжать научно-проектные работы, натурные изыскания и исследования по интерьеру памятника (иконостасы и исследование фрагментов сохранившейся живописи) и по ограде с тремя воротами, которые входят в ансамбль Кладбищенской церкви, а также разработать проект благоустройства территории объекта культурного наследия.
Проекты отопления, вентиляции, охранно-пожарной сигнализации, электроснабжения выполнить организациями, имеющими соответствующие допуски и лицензии на эти виды работ.