Историческая справка 

В XIII — XIV веках Николо-Погост, бережно сохранив признаки древнейшей истории освоения русскими Поволжья, становится административно-хозяйственным и духовным центром Заузолья.В Дозорной книге 1591 года говорится, что церковь Николы в селе «древяна, клетцки». Она представляла собой простейший тип русского бревенчатого храма с двускатными кровлями над моленным залом, трапезной и небольшой папертью. 
Церковь возводили всем приписанным к Погосту миром.Николо-Погост стоял в древности на дороге из Городца в Нижний Новгород.Погост получил благоприятные условия для развития благодаря официальному учреждению в 1641 году близ Макарьев-Желтоводского монастыря знаменитой ярмарки. В начале XVII века в Погосте возвышалось уже два рубленых храма. В 1635 году по ходатайству никольского сельского старосты Митки Частомежельского храмы были подновлены, и в них освящено уже три престола. Не прошло и десяти лет, как в условиях мирной жизни Поволжья и быстро развивающихся экономических связей сложились предпосылки для быстрого торгово-промышленного развития села. Холодный храм в Погосте был срублен уже шатровым, а теплая церковь — клетцкой с отдельно стоящей колокольней. Так возник, как и в других русских землях, погостовый ансамбль.В XVIII веке Николо-Погост оставался административно-хозяйственным и духовным центром Заволжья. Его приход составлял 440 дворов (жители соседних деревень и починков). Платы за требы и значительные вклады доброхотов позволили церковному причту в середине XVIII века сосредоточить значительные средства и развернуть крупное каменное строительство новых храмов. Инициаторами работ стали старосты заузольских крестьян Гаврила Голованов и Максим Скрыпин.13 марта 1752 года балахнинец Михаил Иноземцев взялся выполнить подряд: за лето изготовить «в своем сарае... работными людьми и обжечь своими дровами на церковное строение большаго кирпичу 60 тыс., позженнаго краснаго 50 тыс., белаго непрозженнаго 10 тыс., с платой по 1 руб. 25 коп. за тысячу».Подряд был выполнен, и в зиму 1752 года заузольцы на своих лошадях перевезли кирпич в Погост. Храмы начали строить в центре села, куда сходились дороги из округи: из деревень Суздалевой и Бакуниной, из Бурыковой и Копенной, из Старцевой и Щекиных Гор.Деревянный шатровый храм Спасо-Преображения разобрали и стали возводить каменный храм ярусного типа.Строительство Спасо-Преображенской церкви продолжалось 7 лет (с 1753 по 1760 г.), после чего те же каменщики приступили к возведению второго каменного (теплого) храма по типу рубленых «клетцких» церквей.
Строительство теплой Владимирской церкви продолжалось также 7 лет (с 1761 по 1768 г.). Эта церковь с широко расставленными небольшими луковичными главками (пятиглавием) на глухих барабанах, а также ярусная высотная Спасская церковь и расположенная между ними колокольня создали красивый архитектурный ансамбль. Сорокапятиметровая трехъярусная колокольня завершалась стройным шпилем с большим крестом из кипариса. В 1865 году вместо рубленого забора вокруг храмов возвели кирпичную ограду с тремя коваными фигурными воротами это был последний штрих в процессе создания ансамбля Николо-Погоста.В 1814 году была построена кладбищенская церковь однокупольное каменное сооружение строгой архитектуры. Церковь расположена за селом, отдельно от основного ансамбля.Архитектурный ансамбль Николо-Погоста, построенный над кручей обрыва, отражаясь в водах Никольского озера и открываясь сказочным видом с Волги, является замечательным памятником художественной одаренности местных каменщиков-мастеров, а сорокапятиметровая колокольня со шпилем, господствуя над обрывом, долгое время отмечала вместе с многоглавием храма центр одного из древнейших сел Нижегородского Поволжья. Село связано с биографиями многих выдающихся людей России. 
С 1797 года Погост стал вотчиной полководца и дипломата, фельдмаршала Н. В. Репнина, а после его смерти по дарственной перешел к роду Волконских. В 1809 году село стало владением будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В ходе следствия над участниками декабрьского восстания 1825 года он сумел передать права наследования своей супруге Марии Николаевне. «Прощаюсь навеки с добродетельной и бесценной моей женой и милым моим сыном, поручаю его нежной попечительности матери, а сыну завещанием родительским оставляю быть неизменно утешением и радостью его матери»,— писал князь в своем распоряжении. После того как Мария Николаевна отправилась за своим мужем в сибирскую ссылку, Николо-Погост перешел в управление опекуна ее грудного сына Николая отца княгини, героя Отечественной войны 1812 года, командира Нижегородского драгунского полка Н. Н. Раевскому.Все это делает судьбу одного из древнейших сел Нижегородского Поволжья Николо-Погоста особо значимой и ценной не только для отечественной культуры, но и для истории России в целом. 
 Г. П. КРЕКОВА
 
 
 

Книга 1.pdf

Размер файла: 20.63 мб

НИКОЛО-ПОГОСТ ИСТОРИЯ ИМЕНИТОГО СЕЛА НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ. Книга первая

Скачать

book2.pdf

Размер файла: 10.70 мб

НИКОЛО-ПОГОСТ ИСТОРИЯ ИМЕНИТОГО СЕЛА НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ. Книга вторая

Скачать

СТАРИННЫЕ УСАДЬБЫ: МИФ ИЛИ ПРИЗРАЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ? 
Следы Репниных-Волконских в Николо-ПогостеСело Николо-Погост считается древнейшим в нашей области. Расположено оно на высоком левом берегу реки Волги, неподалеку от устья реки Узолы в нескольких километрах от первого русского города Нижегородского Поволжья – Городца, основанного в 1152 году. Уже к началу XVI века эта местность входила в район основного заселения Нижегородского Заволжья (позднейшая Заузольская волость), а в 1534 году официально упоминалась под названием «Пустошь Дворище». Да и сам Городец носил тогда название «Пустой Городец», так как неоднократно сжигался татарами – в 1238, 1408 и 1536 годах. Городец и его окрестности выполняли функцию пограничной крепости, предохранявшей Русь от набегов булгар и татар. Именно поэтому массовые захоронения воинов исторических побоищ в этих местах отразились в одной из составляющих названия древнейшего села – Погост. В Дозорной книге 1591 года, где этот населенный пункт фигурирует как Никольский Погост, особо отмечена деревянная клетская Никольская церковь, имя которой также вошло в название села. 
 До конца XVIII эта земля «Балахнинскаго уезда Заузольской волости дачи села Никольскаго Погосту» находилась во владении «священно и церковно служителей церкви Преображения Господня» и «ведомства Главной дворцовой канцелярии крестьян». Жители села занимались ремеслами, отхожими торгами и подрядами на поставку на своих судах грузов по Волге, Оке и Каме. Здесь была развита иконопись (ее традиции древни: Прохор из Городца – один из известных художников Руси). Расцвет Николо-Погоста был связан с учреждением Макарьевской ярмарки и пришелся на середину XVII века. В это время село возводит еще одну деревянную церковь – Спасо-Преображенскую, символизирующую расцвет и процветание. 
 В конце XVIII – начале XIX веков Николо-Погост становится вотчиной известного русского дипломата и полководца генерал-фельдмаршала Николая Васильевича Репнина (1734 – 1801), а от него переходит во владение будущему декабристу Сергею Григорьевичу Волконскому. Еще в 1801 году, в год смерти Николая Васильевича Репнина – последнего мужского представителя Репниных – император Александр I издал указ, повелевавший его внуку – князю Николаю Григорьевичу Волконскому – принять герб и фамилию деда. С 1811 года земли Николо-Погоста принадлежали князю Николаю Григорьевичу Репнину-Волконскому. Последним хозяином села перед отменой крепостного права был крупный чиновник Министерства иностранных дел князь Василий Николаевич Репнин (1806 – 1880), унаследовавший имение после смерти отца в 1845 году.
 Усадьба Репниных-Волконских в Николо-Погосте в списках объектов культурного наследия регионального или федерального значения не числится. В реестре загородных усадебных комплексов Нижегородской области она описывается как комплекс, в состав которого входят главный дом, людская и парк. Однако в работах исследователей современного состояния усадьбы нет единого мнения в описании комплекса: главный усадебный дом называют и домом управляющего, и людской. Рассказы местных жителей также противоречат друг другу: то ли главный усадебный дом был полностью разрушен, то ли был разобран только второй этаж главного дома, а сама усадьба стала сельским клубом, то ли главного дома усадьбы и вовсе не было: «Баре-то в Москве жили»! 
По мнению архитектора Владимира Михайловича Кагорова, среди сохранившихся построек усадьбы – дом управляющего и людская. Это одноэтажные бревенчатые постройки, с тесовой обшивкой стен, отличающиеся друг от друга по своим размерам. Дом управляющего в настоящее время надстроен, утрачены карнизы. В здании людской сени разделяют дом на две половины, когда-то мужскую и женскую. Сохранилось крыльцо с фронтоном на восточном фасаде. Четырехскатная кровля людской давно поменяла тесовое покрытие на шиферное. Обе постройки сохранили древнюю обшивку. Заполнение оконных проемов строений не изменили свою классицистическую шестичастную расстекловку и характерные для позднего классицизма наличники.
В восточном направлении от господского двора существуют остатки пейзажного парка, в который перенесено еще одно из служебных строений усадебного комплекса. Хозяйственный двор находился южнее господского двора, в настоящее время полностью утрачен. Все сооружения усадьбы Репниных-Волконских располагались на краю пойменной террасы, являющейся склоном озера Княжье (Никольское) – старого русла Волги. Отсюда видна широкая лента великой русской реки, а живописные волжские дали образуют впечатляющие ландшафтные панорамы.
Сохранившиеся строения усадьбы примыкают к уникальному храмовому комплексу (ансамблю памятников федерального значения). Площадка, окружающая церкви, обнесена кованой металлической оградой. Особый интерес специалистов привлекают кружевные орнаменты ворот, где среди спиралей и узоров была выкована дата их изготовления – «1865 год». Эта кованая ограда имеет прямое отношение к усадьбе Репниных-Волконских – она появилась благодаря участию последнего владельца усадьбы Василия Николаевича Репнина. Повалившаяся ограда храмового комплекса так же как и заколоченные окна усадьбы, хаотичная застройка бывшего усадебного парка и путаница в названиях сохранившихся усадебных построек говорят о том, что сегодня у усадьбы нет хозяина.
Многочисленные эксперты, включая профессора международной кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяну Павловну Виноградову, сходятся во мнении, что постройки усадьбы Репниных-Волконских и сохранившийся парк со своей регулярной и пейзажной частью сегодня нуждаются в выявлении и паспортизации как объекты культурного наследия. В дальнейшем необходимо выполнение научно-проектной документации для осуществления реставрационных и консервационных работ с целью сохранения редкого памятника усадебной культуры XIX века, соседствующего с уникальным архитектурным храмовым ансамблем XVIII века, который также нуждается в реставрации.
Начало этому ансамблю положила Спасопреображенская церковь (1760). Она имеет вид высокой, динамично растущей вверх ярусной башни из двух восьмериков на кубическом основании. Переходы между верхними ярусами выполнены в форме сводов, вся башня завершена куполом. Декоративная обработка окон, порталов и карнизов имеет архаичный характер, корнями уходящий в прошлое XVII столетия. Церковь Владимирской богоматери (1788) построена для службы в зимнее время рядом со Спасской и несколько позже ее. Барочные формы ее оконных наличников получили весьма своеобразную, провинциального характера трактовку. Колокольня, построенная еще позже в духе развитого классицизма, со своим высоким шпилем играет роль основной доминанты, объединяющей весь ансамбль. К числу памятников Николо-Погоста относится и построенная в 1814 году кладбищенская церковь. Она завершена сферическим куполом и имеет облик, характерный для строгой архитектуры своего времени. По мнению экспертов, здесь существовал подземный ход, соединявший кладбищенскую церковь со Спасопреображенской и Владимирской церквями.
ОПИСАНИЕ ЦЕРКВИ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (1788 Г.) 
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост.
  В Городце, на берегу Волги, находится храмовый ансамбль Николо-Погоста. Село Николо-Погост считается древнейшим в нашей области. Расположено оно на высоком левом берегу реки Волги, неподалеку от устья реки Узолы в нескольких километрах от первого русского города Нижегородского Поволжья – Городца.В настоящее время в селе сохранилось несколько построек. Одна из них это Церковь Владимирской иконы Божией матери, выстроенная в 1788 г. — традиционный для церковного строительства региона архаичный храм в духе XVII в. — высокий четверик с пятиглавием.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Северная сторона.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Северная сторона.
Церковь Владимирской Божьей Матери имеет симметрично-осевое по­строение. Стены и своды выложены из большемерного красного кирпича.
Схема храма Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост.
Схема храма Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост.
В 1865 году группу церковных зданий обнесли кирпичной оградой с тремя железными узорчатыми воротами на каменных столбах. По воспоминаниям старожилов, еще в начале XX века во время больших церковных праздников на них по всему периметру устанавливали горящие факелы.Главные ворота с укрепленной над ними иконой Нерукотворного образа Спасителя получили в народе название «святых».
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Главные ворота комплекса.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Главные ворота комплекса.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Икона на главных воротах комплекса.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Икона на главных воротах комплекса.
Северные ворота выполнены в искусно методом художественной ковки. Дату постройки 1865 год, а так же надпись "милосердия двери - отверзи нам" можно отчетливо разобрать среди узоров. Состояние ворот в настоящее время можно назвать критическим, ещё немного и их постигнет участь южных ворот. 
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Северные ворота комплекса.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Северные ворота комплекса.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Северные ворота комплекса. (Ковка)
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Северные ворота комплекса. (Ковка)
Арка южных ворот комплеса недавно обвалилась. Оставшиеся элементы ограды сейчас стремительно разрушаются, ветер, дождь и снег продолжают делать своё дело.
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Южные ворота комплекса. (Снимок 2008 года)
Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Южные ворота комплекса. (Снимок 2008 года)
В архитектуре памятника традиционная объемно-планировочная структура «кораблем» и венчание в виде пятиглавия сочетаются с декором, получив­шим своеобразную провинциальную трактовку в духе барокко. Массивный четверик храма, перекрытый на четыре ската, вытянут по оси се­вер - юг. С запада к нему примыкает равная по ширине, но вдвое меньшей высоты трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, усту­пающий как по ширине, так и по высоте притвор, перекрытый вальмовой крышей. С востока к четверику храма примыкает граненый алтарь, перекры­тый на пять скатов. Четверик увенчан пятью широко поставленными глухими декоративными главами.Под храмом, как говорят старожилы, шел подземный туннель. Но в советское время он был засыпан.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Южная сторона.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Южная сторона.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Вид на алтарь.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Вид на алтарь.
В интерьере как храм, так и трапезная перекрыты сомкнутыми сводами. Алтарь перекрыт половиной крещатого свода с диагональными лотками. В интерьере храма сохранился богато украшенный четырехъярусный резной иконостас и деревянная галерея-хоры.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Иконостас.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Иконостас.
ОПИСАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (1760 Г.)
В Городце, на берегу Волги, находится храмовый ансамбль Николо-Погоста. Церковь в Николо-Погосте существовала уже в конце XVI века, о чем свидетельствует выпись из писцовых книг Балахнинского уезда, относящаяся к 1591 г. В ней упоминается Погост Никольский с деревянной клетской цер­ковью Николая Чудотворца.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северная сторона.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северная сторона.
Историк Н.Ф. Филатов, основываясь на архивных источниках, сообщает, что в 1675 г. в Николо-Погосте было уже две деревянных церкви, в том числе шатровая церковь Преображения Гос­подня. К середине XVIII в. эти храмы обветшали, и богатый сельский приход принял решение выстроить новые их здания уже каменными. Строительство храмов началось в 1752 году.
  Согласно доку­менту из описи дел балахнинского городового магистрата, в марте 1752 г. церковные старосты села Погоста церкви Преображения Гаврила Голованов и Максим Скрыпин заключили договор с балахнинцем Михаилом Осипови­чем Иноземцевым на изготовление болыпемерного кирпича в количестве 60 тысяч штук для строительства церкви. Работы предполагалось выполнить ле­том того же года и по первому зимнему пути перевести кирпич через Волгу. Во избежание простоев в кладочных работах Иноземцев обязался купить кирпич на свои деньги, если не сможет выполнить условий договора. Отсюда следует, что работы по возведению каменной холодной церкви были начаты весной 1753 г. Строительство велось на средства прихожан при участии «доброхотствующих посторонних людей».
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северная сторона.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северная сторона.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Центральный вход (притвор).
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Центральный вход (притвор).
Главный престол в честь Преоб­ражения Господня был освящен в 1760 г., о чем сообщают адрес-календари Нижегородской епархии за 1888 год и 1904 год. По данным 1832 г., в трапез­ной был также придел Святого Николая Чудотворца (в память о древней деревянной церкви).Вслед за церковью Преображения была возведена в камне теплая цер­ковь Владимирской Божьей Матери (1788 г.). Формирование ансамбля было завершено строительством каменной колокольни (конец XVIII - первая по­ловина XIX вв.). 
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Рядом колокольня.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Рядом колокольня.
В середине XIX в. церковный участок прямоугольной формы со скошенными углами (64x84 м) был обнесен оградой на каменных столбах, с тремя каменными воротами и коваными металлическими решет­ками. На ажурных кованых створах северных ворот имеется дата - 1865 год. Калитка с западной стороны вела к деревянному зданию сторожки, стоящей на откосе, вне церковной ограды (1896 г.).
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Главные (святые) ворота.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Главные (святые) ворота.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северные ворота.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северные ворота.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Южные ворота.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Южные ворота.
В 1937 г. церковь Преображения была закрыта, и в том же году здание было засыпано зерном. К 1960-му году памятник находился в аварийном со­стоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (имелась вертикальная трещина в стене алтаря, кров­ля проржавела и частично была сорвана ветром, глава и крест отсутствовали).В 1991 г. церковь была возвращена Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви.В настоящее время из сохранившихся нескольких построек наиболее старой является летняя Спасо-Преображенская церковь (1760 г.).
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Южная сторона.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Южная сторона.
Храм Преображения Господня имеет симметрично-осевое построение «кораблем». Стены и своды выложены из большемерного красного кирпича. В архитектуре здания характерная для барокко объемно-пространственная ярусная композиция и фигурная форма крыш сочетается с архаичным деко­ром, восходящим к XVII в.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Схема храма.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Схема храма.
По объемно-пространственной композиции церковь относится к ярусным одноглавым храмам типа «два восьмерика на четверике». Двусветный кубический четверик получает динамичное развитие по вертикали за счет двух поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, на гранях которых также имеются световые проемы. Верхний восьмерик завершен полусферическим куполом, увенчанным стройным глу­хим барабаном и главкой с крестом.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Главка с крестом.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Главка с крестом.
Высота церкви до подкрестного яблока около 35 м. С западной стороны к четверику примыкает невысокая трапез­ная, перекрытая вальмовой крышей, и притвор меньшей ширины под двускатной крышей. С восточной стороны находится алтарь полуциркульной формы.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Алтарь.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Алтарь.
В этом храме сохранились полы, выложены из красного гранита, в свое время привезенного из Рима. В этой церкви есть уникальные иконы размерами 2 на 3 метра, единственные экземпляры во всей епархии.Уникальный иконостас появился почти одновременно с Храмом Владимирской Божьей матери в 1768 году - он резной, сделан под старину. Это резная липа, покрашенная под мореный дуб. Архитекторы из Москвы, посетившие храм, сообщили, что такой иконостас очень редкий, по стране их остались единицы. На полу 1819 года в храме стояли печи, которые благодаря циркуляции теплого воздуха обогревали весь пол. Это дорогая, сложная в изготовлении система была доступна только богатым центральным храмам. В России, возможно, существовал единственный храм с такой системой отопления.Еще один уникальный факт - под храмом был прокопан туннель, ведущий на другой берег Волги. Затем вход в него завалили камнями. А еще однажды над входом в Храм прихожане случайно нашли клад, вернее, он сам свалился им в руки: кубышка с большой коллекцией монет.По правую сторону от алтаря в кустарнике можно заметить большой старинный крест, указывющий на место захоронения православного священника.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Место захоронения священника.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Место захоронения священника.
При ближайшем рассмотрении можно прочитать надпись "Здесь погребены в 1869 г. 3 мая священник храма сего ФЕОДОР СТЕПАНОВИЧ ВЕСНИЦКИЙ и в 1870 г. 22 ноября супруга его МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА урожден. ЗОРИНСКАЯ. Скончались на 48 г. своей жизни "
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Крест на месте захоронения священника.
Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Крест на месте захоронения священника.
В 1937 г. церковь Преображения была закрыта, и в том же году здание было засыпано зерном. К 1960-му году памятник находился в аварийном со­стоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (имелась вертикальная трещина в стене алтаря, кров­ля проржавела и частично была сорвана ветром, глава и крест отсутствовали).
ОПИСАНИЕ КОЛОКОЛЬНИ ХРАМОВОГО АНСАМБЛЯ С. НИКОЛО-ПОГОСТ
Храмовый ансамбль с. Николо-Погост
Храмовый ансамбль с. Николо-Погост
Село Николо-Погост издревле славилось своим колокольным звоном. Колокольня была построена в 1790 - 1793 годах. На ней между двумя храмами (Владимирской иконы Божией Матери и Преображения Господня) имелось пять колоколов, самый крупный из которых весил 700 пудов (11,5 тонны). Сохранились сведения о другом колоколе весом в 560 пудов (9 тонн), который отливали в 1868 г. в овраге возле деревни Бурково.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост
По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери «был такой, что в Нижнем было слышно, когда звонили». В 30-е годы кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. И его судьба была предрешена. Колокол был настолько тяжёл, что, когда его сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю. Церковный староста и несколько набожных прихожан долго не позволяли совершить акт вандализма. Но их арестовали, и вместе с другими мучениками жители Николо-Погоста безвестно сгинули в НКВД. Всего же в 1937 году только священников в округе было расстреляно десять человек, практически за одну неделю. И сегодня перед храмовым комплексом Николо-Погоста установлен памятный крест в память о жертвах репрессий 30-х годов. В июле 1937 г. все колокола, кроме одного, были сняты и увезены на переплавку.В 1937 - 1941 гг. после закрытия церквей в Николо-Погосте прихожане собирались на праздники в сторожке под колокольней.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост (место примыкания конюшни и погреба).
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост (место примыкания конюшни и погреба).
До 1967 г. сторожка использовалась как жилье, в настоящее время она пустует. К 1960-му году памятник уже находился в плохом состоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (отмечалось, в частности, что шпиль накренился и грозит обрушением). С 1991 г., после возвращения Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви, колокольня используется по первоначальному назначению.Колокольня является главной высотной доминантой храмового ансамбля села Николо-Погост, расположенного у кромки высокой надпойменной террасы над Волгой.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - вид со стороны Волги
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - вид со стороны Волги
Колокольня представляет собой отдельно стоящее сооружение, квадратное в плане (12,8x12,8 м). Стены и внутренние поверхности арок выложены из большемерного красного керамического кирпича на известковом растворе; карнизы выполнены из цементных плит. 
План колокольни храмового ансамбля с. Николо-Погост
План колокольни храмового ансамбля с. Николо-Погост
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - шпиль с крестом отсутствует.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - шпиль с крестом отсутствует.
Архитектура колокольни выдержана в духе развитого классицизма. Объем сооружения состоит из трех поставленных друг на друга четвериков. В каждом из ярусов колокольни имеются крупные сквозные проемы с полуциркульными завершениями, перекрытые цилиндрическими сводами, которые опираются на четыре мощных угловых пилона. Сооружение, увенчанное круглой в плане грибовидной главой на квадратном основании, завершалось высоким шпилем на цилиндрическом барабане. С восточной стороны к колокольне примыкала деревянная конюшня и погреб (разобраны в начале 1990-х гг.).
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - состояние кладки.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - состояние кладки.
В настоящее время здание колокольни находится в аварийном состоянии. Разрушены отдельные крупные фрагменты кирпичной кладки стен. На восточной стене и нижних поверхностях арок имеются трещины. Лицевая поверхность кладки во многих местах повреждена. Штукатурный слой почти полностью сколот. В большинстве утрачены декоративные детали (базы и капители колонн и пилястр, горизонтальные пояса). Цементные карнизы с модильонами расколоты и частично обрушились; защищавшие их железные фартуки-отливы сорваны. На карнизах появилась трава и березовая поросль.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - поросль на стенах.
Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - поросль на стенах.
Шпиль, обрушившийся в начале 1990-х гг., снят. Разрушена верхняя часть кирпичного барабана в основании шпиля. Открытые деревянные лестницы, ведущие на второй и третий ярусы, утрачены (металлическая лестница в уровне второго яруса смонтирована в 1990-х гг.).
ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО ДОМА Д.Н.МОХОВА ИЗ НИКОЛО-ПОГОСТА

ГОРДОСТЬ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ – ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО ДОМА Д.Н.МОХОВА ИЗ НИКОЛО-ПОГОСТА

Редчайший экспонат выставки - уникальный памятник Волжской резьбы - декоративное убранство дома постройки 1866 года из Николо-Погоста Балахнинского уезда. Он принадлежал волжскому судовладельцу Д.Н.Мохову.
Тогда-то и возникло в Николо-Погосте замечательное комплексное произведение народного искусства. Резной убор этого дома уникален как по размаху работ, так и по мастерству исполнения. Резные доски, представленные в экспозиции Русского музея составляли фронтон, наличники, пилястры жилого дома. Теперь его облицовка радует посетителей музея Санкт-Петербурга.
Украшение дома глухой резьбой было дорогостоящим делом - 150 рублей. ( Для сравнения - стоимость одной коровы в тот период составляла 15 рублей).
Вид на село с высоты
Умиротворение

Обработка видео...